28 марта 2007 г.

День учителя русского языка  Программа дня

В этом году в процедуре оценивания единого экзамена произошли изменения. Введены два дополнительных критерия оценивания части «С» – критерии этических норм и фактологической точности. «На экзамене выпускник школы, по сути, вступает в диалог с автором текста, а диалог предполагает уважительное отношение к собеседнику, – подчеркнула Ирина Петровна. – Написав, к примеру, что автор этого текста – сумасшедший, он нарушает этическую норму». Типичные примеры фактологических ошибок: «Великая Отечественная война началась в 1939 году», «столица США – Нью-Йорк».

Ирина Цыбулько представила гостям марафона весьма красноречивую схему успешности выполнения экзаменующимися различных заданий. На схеме видно, где чаще всего ошибаются двоечники, а где – троечники или хорошисты. А также на каких заданиях проваливаются и первые, и вторые и третьи. На задании «А9» (грамматическая основа предложения), как оказалось, «сыпались» и двоечники, и отличники. В части «С» трудными для всех выпускников стали задания на комментирование текста и аргументацию собственной точки зрения. В комментариях многие ребята слишком далеко отходят от содержания авторского текста, а в аргументации практически не используют собственный читательский опыт, крайне редко обращаются к примерам из художественных произведений.

О проблемах единого экзамена говорил и кандидат филологических наук Андрей Нарушевич. Свой семинар – «Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ» – он начал с парадокса: «Самая большая проблема части «С» – выделение проблемы! Если проблема сформулирована неточно, – вся дальнейшая работа идет «не так». Поэтому учителю надо ориентировать учеников на выделение главной проблемы в авторском тексте».

Загвоздка в том, что при формулировке проблем школьники часто утопают в подробностях. Ребята не могут подняться до уровня абстракции, который позволил бы им понять, что конкретная ситуация в тексте – только иллюстрация для какой-то общей мысли. Это тоже надо непременно разъяснить ученикам. Например, так: «Перед вами конкретная ситуация. Подумайте, как эта ситуация относится к вам? Ко всем людям? Может, она должна быть там сформулирована, чтобы коснуться не только этой ситуации, но и всех подобных?»

При написании комментария Андрей Нарушевич советует выпускникам задавать самим себе следующие вопросы. К какой категории относится проблема: философской, социальной, психологической, экологической? Насколько она актуальна? Как часто мы с ней сталкиваемся? На чем заострял внимание автор, описывая проблему? В этом и суть отличия комментария от пересказа. В пересказе нужно говорить о том, что делает герой текста, а в комментарии – что делает автор.

Заведующая кафедрой русского языка Воронежского государственного педагогического университета Ольга Загоровская посвятила свое выступление современным тенденциям языкового нормотворчества. В переходные времена нормы языка меняются очень быстро. Эти изменения специалисты даже не успевают фиксировать в словарях. А порой два разных словаря по-разному толкуют один и тот же случай. Как быть учителю?

Ольга Владимировна считает, что надо ориентироваться на лучшие издания: «Толковый словарь русского языка» С.Ожегова и Н. Шведовой, «Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение. Грамматические формы» Т.Ивановой, «Культура русской речи: Словарь-справочник» Л.Скворцова.

Ольга Загоровская обратила внимание учителей на разрушительный для языка процесс: из речи ушел высокий стиль. Говорить красивым слогом сегодня не модно. Теперь его место занимает средний стиль, а на место среднего явно претендует низкий.

Московский учитель Александра Цоглина рассказала марафонцам о компьютерном обеспечении на уроках русского языка, а кандидат филологических наук Светлана Войтас – об обеспечении содержания предпрофильного и профильного обучения.

«Что такое национальный корпус русского языка и возможные способы его использования в преподавании русского языка» – так озаглавила свою лекцию кандидат филологических наук Нина Добрушина. Похоже, далеко не все учителя, пришедшие на День русского языка, догадывались, о чем пойдет речь. Но те, кто пришел послушать Добрушину, не пожалели об этом!

Национальный корпус русского языка – уникальная разработка группы ученых Института русского языка имени В.В.Виноградова. Это открытый сайт, который позволяет очень быстро находить множество примеров из различных текстов по заданным параметрам. Например, такие, где употребляется двойной союз «как… так и…». Или где есть слова с концовкой «-очка». А если потребуется, можно указать и время написания искомых фрагментов. И тогда легко узнать, к примеру, с чем ассоциируют слово «рыцарь» современные журналисты или писатели.

Адрес сайта – http://www.ruscorpora.ru/

Анатолий Витковский

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 ‒ 10:30

Начало регистрации

10:00 ‒ 10:45

Открытие дня

11:00 ‒ 12:15

Лекция

ЕГЭ в 2007 году

ЦЫБУЛЬКО И.П., к.п.н., ведущий научный сотрудник ФИПИ, руководитель Федеральной предметной комиссии по разработке КИМ для ГИА по русскому языку


Мастер-класс

Компьютерная поддержка на уроках русского языка

ЦОГЛИНА А.И., учитель русского языка, СШ № 427, ЮАО, г. Москва


Издательство «Просвещение»

Современные подходы к изучению синтаксиса в новых школьных учебниках Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 8 класс» и «Русский язык. 9 класс»

АЛЕКСАНДРОВА О.М., к.п.н., доцент, заведующая отделом филологического образования ИСМО РАО


Издательство «Дрофа»

Формирование разных видов компетенций на основе учебников по русскому языку под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта

ЛЬВОВ В.В., к.п.н., доцент, старший научный сотрудник лаборатории обучения русскому (родному) языку Института содержания и методов обучения РАО, лауреат премии Правительства РФ в области образования


Издательство «Интеллект-Центр»

Использование тестовых технологий в текущем контроле знаний, в подготовке к аттестации и ЕГЭ

КАПИНОС В.И.;
ПУЧКОВА Л.И.


12:30 ‒ 13:45

Семинар

Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ

НАРУШЕВИЧ А.Г., к.филол.н., доцент, зав. кафедрой русского языка и литературы Таганрогского института имени А.П.Чехова


Мастер-класс

Методическая разработка элективного курса «Исторический комментарий к современному русскому языку» для профильных классов

СТОЛБУНОВА С.В., к.фил.н., гуманитарный колледж, г. Ярославль


Издательство «Просвещение»

Проблемы изучения культуры речи в старших классах.

ЗАГОРОВСКАЯ О.В., зав. каф. русского языка ВГПУ


«Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи» — элективный курс

СКВОРЦОВ Л.И., д.фил.н., проф. Литературного института им. А.М. Горького


Издательство «Айрис-Пресс»

Работа с текстом как средство подготовки к итоговой аттестации: изложению, сочинению, ЕГЭ

ПАХНОВА Т.М., д.п.н., профессор кафедры методики преподавания русского языка Института филологии МПГУ


Обеспечение содержания предпрофильного и профильного обучения по русскому языку

ВОЙТАС С.А., к.филол.н., методист ЦО «Новые технологии»


Издательство «Экзамен»

представит свои книги: Поурочные разработки к учебнику Разумовской М. М. и Лекант П.А. для 6-го, 7-го класса. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. Контрольные и проверочные работы по русскому языку Синтаксис и пунктуация, к учебному пособию Розенталя “Русский язык” 10-11 классы.

НОВИКОВА Л.И., д.п.н., профессор кафедры филологического образования МИОО


14:00 ‒ 15:15

Лекция

Что такое национальный корпус русского языка и возможные способы его использования в преподавании русского языка

ДОБРУШИНА Н.Р., к.фил.н., ВШЭ;
ПЛУНГЯН В.А., д.фил.н., ИРЯ, МГУ, РГГУ


Семинар

Проблемы обучения русскому языку детей, воспитанных в иной культурно-языковой среде

САВЧЕНКО Т.В., к. п. н.


Издательство «Сфера»

Ведущий:МАЛЮШКИН А.Б., автор серии пособий и книг, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 31 г. Тамбова, стаж педагогической работы - 25 лет

Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 5-11 классы


Комплексный анализ текста. 5-11 классы


Тематические зачеты по русскому языку. 5-11 классы


15:15 ‒ 16:30

Закрытие дня