20 марта 2007 г.

«Московский городской дом учителя»

День школьного психолога (день 2-й)  Программа дня

Репортаж

Среди таких детей, имеющих высокий интеллектуальный и творческий потенциал, многие учатся гораздо хуже, чем могли бы. Задача психолога – помочь ребенку и учителю адаптироваться друг к другу. Одаренным детям, как правило, мешает всё: и положительные стороны их таланта, и неизбежные отрицательные черты, на которые обречены все неординарные люди. Например, гибкость мышления, то есть умение быстро переходить из одной темы в другую, находить неожиданные параллели и т.п., в школе, где учебный процесс движется строго от одной темы к другой, мешает и учителю, и остальным ученикам. То же самое можно сказать и о повышенной любознательности.

Если зубрежка вызывает протест и у обычного ребенка, то одаренного она, по словам Елены Щеблановой, может довести до невроза. Кроме того, многие талантливые школьники просто не способны запоминать то, что им неинтересно, в то время как учителя и родители ждут от них высоких результатов во всем.

Имея дело с одаренными детьми, часто приходится сталкиваться с неравномерностью развития. Так, при высоком интеллектуальном уровне могут сильно «западать» социальная и эмоциональная сферы. В первом случае такой ребенок будет изгоем. Во втором – может доставить много неприятных минут учителям и одноклассникам: он достаточно умен, чтобы увидеть их недостатки и слабые стороны, но при этом не умеет быть снисходительным к людям.

По словам Елены Щеблановой, есть множество коррекционных методик для детей, отстающих в интеллектуальном развитии, а вот для одаренных школьников, которые имеют проблемы с учебой, практически ни одной. Поэтому очень важна индивидуальная работа школьного психолога с каждым таким ребенком.

Следующие три часа были посвящены не менее сложной проблеме: работе с агрессивными детьми. Наталья Сакович ведущий психолог отдела прикладной педагогической психологии Академии последипломного образования из Минска рассказывала собравшимся о своем опыте взаимодействия с агрессивными детьми.

– В первую очередь необходимо понять, – объясняла Наталья Сакович, – что агрессивность – это не патология, а нормальная реакция загнанного в тупик подростка на ситуации, которые он не может решить иначе. Ни в коем случае нельзя корежить психику ребенка, насильно загоняя его в удобные для нас поведенческие рамки. В лучшем случае это закончится потерей контакта с ним, в худшем – суицидом.

У подростковой агрессивности две основные причины – защита и страх. Таким детям надо прежде всего дать возможность высказать все то, что их мучает, ведь многие не могут этого осознать без посторонней помощи.

По словам Натальи Сакович, идеальный метод здесь – это арт-терапия . Она позволяет детям выразить себя, а психологу дает богатейший материал для анализа. Под руководством Натальи Сакович агрессивные школьники рисуют свои страхи, фотографируют свое одиночество, лепят свою боль.

Главный секрет работы с такими детьми, считает Наталья Сакович, – не пытаться убедить их, будто в мире и в человеческих отношениях все безоблачно. Психолог должен попытаться показать им, что в мире есть и добро, и зло, и порой они переплетены очень тесно. А потом постепенно научить обращать внимание на хорошее.

Наталья Ключарева

Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

10:00

10:45

Открытие дня

11:00

12:15
[Мероприятие 1]

Дискуссионный клуб

Критерии эффективности работы школьного психолога [84]

ДУБРОВИНА И.В., зав. лаб. ПИ РАО, д.психол.н., проф., академик РАО;
МЕЛЕХИН А.В., проректор по внеучебной работе МГППУ;
МЕТЕЛЬКОВА Е.И., исп. дир. Федерации психологов образования РФ;
ФЕДОТОВА Т.Ю., нач. отдела Министерства образования и науки

[Мероприятие 2]

Мастер-класс

Эффективное взаимодействие педагога-психолога с администрацией образовательного учреждения [85]

НИКИФОРОВА Г.В., зав. отделом практической помощи педагогам-психологам Центра «Практик»

[Мероприятие 3]

Издательство «Просвещение»

Неуспешные одаренные школьники [86]

ЩЕБЛАНОВА Е.И., д.психол.н., зав. лаб. психологии одаренности Психологического института РАО

[Мероприятие 8]

Издательство «ТЦ Сфера»

"Как добиться результата в работе с семьей" [387]

ШМИДТ В.В., кандидат психологических наук, автор нескольких коррекционно-развивающих программ, тренер проектов по семейному устройству детей-сирот, социализации подростков в конфликте с законом

12:30

13:45
[Мероприятие 4]

Мастер-класс

Арт-терапия с агрессивными детьми: «Игры в тигры» (начало) [87]

САКОВИЧ Н.В., ведущий психолог отдела прикладной педагогической психологии Академии последипломного образования (Минск)

[Мероприятие 5]

Мастер-класс

Подходы к построению конструктивного взаимодействия психолога с родителями учащихся (начало) [88]

БЕГЛОВА Т.В., психолог-методист Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ»;
БИТЯНОВА М.Р., к.психол.н., директор Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ»

[Мероприятие 6]

Издательство «Просвещение»

Как победить играючи проблемы и болезни первоклассника [89]

ГАЛАНОВ А.С., ведущий специалист по научно-методическим разработкам дошкольного образовательного проекта «Дошколка.ру» директор «Лаборатории психологической безопасности» Международной Академии Психологических Наук (МАПН)

[Мероприятие 7]

НПФ «Амалтея»

Мастер-класс: "Психолого-педагогическое сопровождение ребенка на основе метода функционального биоуправления" [90]

ФЕДОРОВА Н.А., методист НПФ «АМАЛТЕЯ»

14:00

15:15
[Мероприятие 9]

Мастер-класс

Арт-терапия с агрессивными детьми: «Игры в тигры» (окончание) [361]

САКОВИЧ Н.В., ведущий психолог отдела прикладной педагогической психологии Академии последипломного образования (Минск)

[Мероприятие 10]

Мастер-класс

Подходы к построению конструктивного взаимодействия психолога с родителями учащихся (окончание) [362]

БЕГЛОВА Т.В., психолог-методист Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ»;
БИТЯНОВА М.Р., к.психол.н., директор Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ»

15:15

16:30

Закрытие дня