13 марта 2007 г.

«Московский городской дом учителя»

День дошкольного образования (день 2-й)  Программа дня

Репортаж

Инна Ярославцева, педагог и лауреат Всероссийского конкурса кукольных театров начала своё выступление «Кукольный театр в детском саду. Основы кукловождения для малышей» с воспоминания о том, каким был её дебют на Педагогическом Марафоне три года назад. «Тогда мы выступали в крохотной аудитории, — рассказывала Инна Ярославцева, — а куклы у нас были напольные, ростовые. Год спустя нам досталось куда больше места, а кукол мы взяли локтевых, поменьше размером. Сейчас мы на сцене Малого зала, а кукол выбрали совсем крохотных — напаличных. И очень надеемся, что в этот раз нам тоже удастся завоевать симпатию и внимание зрителей.» Яркое, весёлое выступление, в котором участвовали дети, педагоги и даже родители дошколят, казалось удивительно простым только на первый взгляд: вроде бы нет ничего сложного в игре с перчатками, шариками и платочками. На самом деле методика Инны Ярославцевой позволяет отрабатывать и развивать в игровой форме основные движения, улучшать мелкую моторику, помогает в приобретении музыкально-движенческих навыков и просто развивает фантазию детей, когда они обыгрывают окружающие их предметы. Кстати, в следующем учебном году в Педагогическом университете «Первое сентября» открывается очно-заочный курс кукловождения. Если вы заинтересовались, следите, пожалуйста, за информацией на сайте Педуниверситета.

О том, как правильно играть с детьми, шла речь и на семинаре издательства «Вентана-Граф» «Предшкольное образование: содержание, методы, организационные формы». «В детском саду мы должны обеспечить своим детям успешность, — говорила Наталья Абрамова, представлявшая коллектив авторов программы „Предшкольная пора“. — Да, так часто говорят: всему надо учить играючи. Но наши дети не умеют играть, сюжетно-ролевая игра почти ушла из их жизни. Научиться играть — довольно сложная задача, которую должен решить детский сад. Ведь игра — это первая возможность видеть жизненные ситуации с позиций других людей. Надо объяснять родителям, что детсадовский период — это не склад заготовок для школы. Главное не формировать умения будущего первоклассника, а создавать предпосылки для этих умений.»

На занятии Инны Кузиной, инструктора по физической культуре из Липецка, «Степ-аэробика для детей» можно было увидеть, что предпосылки умений содержит любая деятельность, интересная для ребенка. Слушатели посмотрели видеофильм, где малыши встают на специальную «степ-доску», делают различные упражнения и… невольно учатся пространственной ориентации. Кто-то заметил: «Похоже, степ-доска — прообраз парты. Это не только модель парты, это вообще „мой домик“ — то, к чему стремится всякий ребенок». Действительно, «на доске» все направления пространства дошкольник изучает легко и непринуждённо, А вот с пространственными школьными диктантами «две клетки вверх, одну направо, семь вниз» он вряд ли бы справился.

Татьяна Рокитянская, педагог-экспериментатор, лауреат Московского конкурса «Учитель года — 1998», развивала тему «Духовые и струнные инструменты на музыкальных занятиях в детском саду». По её мнению, без музыкальных занятий в детском саду обойтись нельзя. Развивается не только слух, но и языковой аппарат, и мелкая моторика, развивается вся личность ребёнка. — Музыка без нот, работа с образами, которые легко превратить в звук, — вот и вся методика, — аккуратно, как будто штришочками очерчивала Татьяна Рокитянская основы детсадовской музыкальной педагогики. Еще она учила педагогов игре на свирели. Зал превращался то в просыпающийся лес, полный певчих птиц, а то в курятник, гомонящий на своём языке. Смех смехом, а резюме маэстро было таким: — У детей получается краше. Сейчас вы мне дали возможность увидеть, насколько талантливы все дети!

Программа дня уже завершалась, а педагоги не спешили расходиться: кто-то выяснял, как самостоятельно сделать степ-доску, кто-то заказывал диски с видеозаписями лекций, а кто-то рассматривал огромные гусли, наверное, примеряя их к своим возможностям. Здесь каждый смог чем-то обогатиться.

Полина Филиппова

Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

10:00

10:45

Открытие дня

11:00

12:15
[Мероприятие 1]

«Кукольный театр в детском саду. Основы кукловождения для малышей» [32]

ЯРОСЛАВЦЕВА И.Б., педагог-экспериментатор, лауреат конкурса детских кукольных театров им. С.Образцова

[Мероприятие 2]

«Экологическое образование дошкольников через разные виды деятельности» [33]

РЫЖОВА Н.А., д.п.н., сотрудник Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца

[Мероприятие 3]

Издательство «Просвещение»

«Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Школа Б.М. Неменского в детском саду» [34]

ГОРЯЕВА Н.А., к.п.н., сотрудник ЦНХО, заслуженный учитель РФ

[Мероприятие 4]

Издательство «Ювента»

Лекция

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников при подготовке к школе» [35]

ШЕВЕЛЕВ К.В., педагог-практик высшей категории, автор серии книг «Математика для дошкольников»

[Мероприятие 10]

Школа природной грамотности

Развитие познавательных процессов в технологии обучения чтению. Презентация учебного видеофильма по авторской технологии. [378]

БУРАКОВ Н.Б., автор серии пособий по игровой технологии, развивающей технику чтения, педагог-экспериментатор, руководитель центра "Образовательные технологии", г.Тула

12:30

13:45
[Мероприятие 5]

Мастер-класс с элементами практического занятия

«Степ-аэробика для детей» [36]

КУЗИНА И.А., инструктор по физической культуре, г. Липецк

[Мероприятие 6]

«Духовые и струнные инструменты на музыкальных занятиях в детском саду» [37]

РОКИТЯНСКАЯ Т.А., Заслуженный учитель РФ, Отличник народного просвещения, победитель в номинации «Образование без границ» конкурса «Учитель года (1998 г.)», Лауреат премии Президента 2008 года, автор системы музыкального воспитания «Каждый ребёнок – музыкант!»

[Мероприятие 7]

Издательство «Просвещение»

«Психолого-педагогическая диагностика и коррекция неярко выраженных отклонений развития у детей раннего и дошкольного возраста» [38]

ЕКЖАНОВА Е.А., д.п.н., профессор, директор ГБОУ Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево» ЮЗОУО Департамента образования г. Москвы;
СТЕБЕЛЕВА Е.А., д.п.н., ведущий научный сотрудник ИКП РАО

[Мероприятие 8]

Издательский центр «Вентана-Граф»

Семинар

«Предшкольное образование: содержание, методы, организационные формы» [39]

Семинар ведут авторы программы «Предшкольная пора», разработанной под рук. Н.Ф. Виноградовой членом-корреспондентом РАО профессором

14:00

15:15
[Мероприятие 9]

Издательство «ТЦ Сфера»

«Презентация журнала "Воспитатель ДОУ"» [380]

КРАСНИКОВА К.П., главный редактор журнала "Воспитатель ДОУ", Почетный работник образования РФ

"Презентация программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки" [386]

ЛЫКОВА И.А., к.п.н., старший научный сотрудник Института художественного образования РАО

15:15

16:30

Закрытие дня