13 апреля 2006 г.

«Московский городской дом учителя»

День школьного психолога и коррекционной педагогики

Репортаж

Школьные психологи, зашедшие на этот мастер-класс, смогли узнать, какие бывают психологические манипуляции, каким образом их распознать и как им противостоять.

Оказывается, ученые выделяют около десяти разных типов манипуляций: “Взаимный обмен”, “Последовательность”, “Специальное доказательство”, “Благорасположение”, “Отказ-затем-отступление”, “Управляемое умозаключение”. И против каждой манипулятивной стратегии существуют эффективные методы защиты.

Впрочем, манипуляция не всегда означает что-то плохое. Она позволяет более результативно и без отрицательных последствий решать многие проблемы. Например, как побудить всех ребят выключить мобильные телефоны?

- А вы используйте упражнение “Те, кто…”, - предложил Вадим Альбертович. - Скажите: Поднимите руки те, кто не успел сегодня позавтракать… А теперь, те, у кого дома есть какое то животное… У кого есть мобильные телефоны?.. Подняли? Замечательно! А сейчас выключите их, пожалуйста…

- А как название его книги? – шептались в зале.

- “Развитие навыков делового общения.. – отвечали другие, черкая пометки в блокнотах, - Тренинговые занятия для учащихся старших классов”.

Тем временем острое обсуждение развернулось на дискуссионном клубе “Практический психолог: как ответить на вызовы современности?”.

- Профессиональный и неравнодушный к детям психолог школе нужен. Попробуйте уволить такого психолога – ребята сразу возмутятся, – обозначил проблему Сергей Степанов, доцента Московского государственного психолого-педагогического университета – А вот школе, где дети психолога в глаза не видели, он не нужен. Я не удивлюсь, если там у него возникнут проблемы с работой.

- А вы попробуйте спросить учителей, - тут же парировали из зала, - Девять из десяти вам ответят, что психолог в образовании – это пятое колесо в телеге.

- Психологу не дают самореализоваться, мы постоянно ходим с протянутой рукой, - поддержали реплику в другом конце зала, - Учителя считают, что они сами – психологи.

- Главная проблема психологов – это позиция: создайте мне условия, обеспечьте всем необходимым, подготовьте педагогический коллектив к работе со мной любимым, -жестко возразила Елена Метелькова, исполнительный директор Федерации психологов образования. - Очень мало психологов способны четко и внятно сказать, чем они могут быть полезными школе.

О не менее важной проблеме шла речь в Паркетном зале. Большую часть дня там кипела напряженная работа на мастер-классе “Психолог и родители: стратегии и технологии взаимодействия”.

- О чем, например, стоит поговорить психологу, когда он впервые встречается с родителями первоклассников? – спросила аудиторию Ольга Хухлаева, доктор психологических наук. - Родителя считают, что хорошо бы поговорить о том, «как помочь ребенку быть успешным», «как вести себя в школе»…

В зале понимающе закивали.

- Но я предлагаю поговорить о знакомствах, – удивила аудиторию Ольга Хухлаева, - Ведь в первые школьные дни ребенку необходимо хорошее настроение. А хорошее настроение у него будет, если он начнет общаться. Поэтому, давайте, поговорим о том, как подготовить его к общению, чтобы он сумел познакомиться и наладить отношения с одноклассниками.

- Конечно, это не единственная важная тема, - продолжила Хухлаева.- Также имеет смысл поговорить о том, за что следует хвалить ребенка. Если учитель будет хвалить за одно, а родители совсем за другое, это создаст крайне неприятную ситуацию «ножниц».

И только потом можно будет поговорить и об успехах, и о проблемах, и о том, как придти к лучшему взаимопониманию с детьми, - подытожила Ольга Хухлаева. – Ведь и взрослые и ребята узнают много нового друг о друге, когда совместно отвечают на вопросы «Чего родители не понимают в детях?» и «Чего дети не понимают в родителях?»…

Анатолий Витковский