12 апреля 2006 г.

«Московский городской дом учителя»

День школьного психолога

Репортаж

– Вот в умных книгах пишут, что дети дошкольного возраста неспособны к формированию понятий! – восклицал Савенков. – Чистая правда! Но точно так же неспособны к формированию понятий и доктора наук! Этому надо учить! И чем раньше, тем лучше! Дети, почувствовав, что их исследовательская деятельность кому-то, кроме них, важна и интересна, творят чудеса! Например, одна девочка выдала такое определение гуся: “утонченная деревенская птица”! А другая изобрела тест для измерения умственных способностей кошки! А третьеклассники изучили какой-то астероид и заняли первое место среди десятиклассников, получив право без экзаменов поступить в любой профильный вуз! Это при том, что им еще в школе надо семь лет отучиться!

Дальше Александр Савенков наглядно показывал, как может строиться научная деятельность в детском саду, вызвав на роль дошкольников двух девушек-психологов из первого ряда.

– Любопытство – это условие выживания в мире! – заключил свой мастер-класс Александр Савенков. – Всех нелюбопытных съели мамонты на заре эволюции! Новое знание может быть и опасным, и ненужным, но что поделаешь – инстинкт!

В перерыве стало очевидно, что у психологов с главным условием выживания в мире все в порядке. В гардеробе сдавали куртки и пальто еще четыре группы студентов психфака, а организаторы проявляли заметные признаки беспокойства. Ни в одну аудиторию невозможно было даже зайти. Но “исследовательскую деятельность” психологов это не останавливало.

Самая жаркая дискуссия развернулась в Малом зале, где Инна Зелененко, методист-психолог управления научно-методического обеспечения службы практической психологии образования МПГУ, рассказывала о завышенных требованиях, которые окружающие предъявляют школьному психологу. Ее выступление то и дело прерывалось одобрительными выкриками с места:

– Учителя хотят, чтобы психолог, придя в школу, исправил педагогическую запущенность всех детей, пока горит спичка! – жаловался кто-то.

В ходе бурного диалога с публикой выяснилось, что самим школьным психологам помощь специалиста нужна едва ли не больше, чем их подопечным.

– У нас в университете врач-психоневролог принимает психологов бесплатно! – сказала Инна Зелененко, сорвав громкие аплодисменты. – Запись по телефону 304-77-89.

В заключение школьным психологам посоветовали меньше обращать внимания на требования окружающих, продолжая делать свое дело.

Завершился день лекцией сотрудника НИИ Сербского Льва Пережогина, который призвал школьных психологов поактивнее сотрудничать с врачами-психиатрами, несмотря на то, что “родители готовы порвать на месте при одном лишь намеке, что их ребенку нужна помощь подобного рода”.

– Многое из того, что мы привыкли считать чем-то несерьезным и привычным, на самом деле требует вмешательства врача! – заявил Лев Пережогин. – Например, признаком психического расстройства личности является и причудливый внешний вид ребенка, и одежда, не соответствующая культурным нормам, и курение, и мат. А люди с расстройством личности в итоге попадают в колонию. Не всегда. Но часто!

Лев Пережогин призвал психологов делать все возможное, чтобы такой ребенок не ушел из школы, потому что за стенами учебного заведения он попадет в компанию асоциальных личностей. Где для завоевания авторитета ему придется совершить противоправный поступок. А “однажды украсть невозможно” – авторитет надо поддерживать всегда.

Наталья Ключарева