11 апреля 2006 г.

«Московский городской дом учителя»

День дошкольного образования (день 2-й)

Репортаж

По мнению Елены Кравцовой, дошкольник, в первую очередь, – это существо воображающее. При этом есть определенная последовательность развития воображения: предметная деятельность, смысловая деятельность, игра. Эту последовательность нужно соблюдать. И уж во всяком случае, нельзя называть игрой некое действо, происходящее по правилам, которые установили вы. Игрой ребенок живет...

– Продвинутые методики, модные тренинги, прогрессивные мамы и бабушки могут нанести ребенку непоправимый вред, – объясняла Елена Кравцова. – Ребенка надо чувствовать!

Профессор психологии Виктор Кудрявцев заявил тему “Проект развивающего дошкольного образования “Тропинки”. Однако его выступление оказалось гораздо шире, чем рассказ о проекте, о готовых материалах.

– Дидактики нет. Одно только воображение. Наше образование, гражданско-производственная жизнь подавляют его. Но только воображение – школа человечности, – говорил Кудрявцев.

От воображения, стихии вольной, Виктор Кудрявцев перешел к образцам и эталонам, которые мы часто используем в педагогической практике. Эти рассуждения зал слушал, почти затаив дыхание.

– Как только мы задаем эталон наперед, развитие идет не человеческим путем, – объяснял Кудрявцев.

– А если ребенок агрессивен? – спрашивали из зала.

И получали неожиданный ответ:

– Ребенок не может быть агрессивен. Он кого-то изображает, например, Змея Горыныча. Надо подыграть ему: “А я Добрыня Никитич, давай сражаться”…

“Особенности деятельности заведующей в контексте проблем современности” в течение двух занятий раскрывала Вера Алямовская, доцент Нижегородского педагогического университета. Говорила задорно, весело, ориентируясь в первую очередь на практику. О перерывах, кажется, все забыли.

– Бумаги мешают педагогическому обслуживанию детей, – рассуждала Алямовская. – Но только ли бумаги, разве мы сами все умеем?

Дальше начались секреты управления: внутренние стандарты ДОУ, привлечение к контролю родителей, составление собственного плана действий…

– Модель управления ДОУ – это не застывшая структура, она может меняться ежеквартально, и человек извне ее создать не может, – объясняла Алямовская. – Масса внешних рекомендаций делу не споспешествует, к развитию не ведет.

Вывод ясен: надо самим научиться писать для себя программы. Вера Алямовская рассказала простейшие приемы, которые могут пригодиться начинающим “программистам”.

Например, начинаем с раздела “Внутренний контроль”. Что делать дальше? Выписать в столбик приоритеты работы, сверху – даты. На пересечении ежедневно отмечать номер группы – той, где замечены отклонения от нормы. Это будут действительные данные о состоянии дел. А контроль, направленный на постановку и решение реальных задач, все меняет в учреждении.

– Лучший способ управления – быть с рядом педагогом, – завершила свое выступление Вера Алямовская.

Авторские методики развития музыкальных способностей детей-дошкольников представлял петербуржец Дмитрий Рытов. Педагоги получили “партитуру” – брошюру про пальчиковую гимнастику, и под музыку, в сопровождении ведущего исполняли упражнения. Такие игры-песни восполняют недостаток эмоционального отношения к человеку, укрепляют психическое здоровье.

Кстати заметить, о здоровье маленьких детей говорили почти на всех встречах. Но целиком этой теме была посвящена лекция кандидата медицинских наук Людмилы Голубевой “Сохранение и укрепление здоровья детей в группах раннего возраста”. Начав с того, что здоровье – это не отсутствие болезней, а благополучие тела, души и социального окружения, доктор назвала признаки здорового ребенка: нормальные сон и аппетит, ровное эмоциональное состояние. Однако и в раннем возрасте здоровых детей лишь 15%. Примерно столько же страдают хроническими заболеваниями. В основном же дети имеют 2-ую группу здоровья: это означает, что у них есть какие-то функциональные нарушения. И от взрослых зависит, разовьются эти нарушения в болезнь или нет…

Еще в этот день каждый мог побывать в шляпной мастерской Натальи Мейстер и под руководством художника-педагога изготовить оригинальную шляпу из бумаги. Тема занятия была заявлена неброско – “Бумажная пластика в детском саду”, но куклы, птицы, натюрморты, выполненные детьми в технике рельефов из мокрой бумаги, поражали красотой и простотой исполнения. А всего-то: ножницы, бумага и собственная творческая идея!

Иван Арсеньев