10 апреля 2006 г.

«Московский городской дом учителя»

День дошкольного образования (день 1-й)

Репортаж

Марина Аромштам, редактор издания «Дошкольное образование», очень точно обрисовала ситуацию современного детского сада, начав с небольшого экскурса в недавнюю историю: спад интереса к дошкольному воспитанию, затем возвращение родителей к пониманию ценности воспитания в коллективе и – возникновение и развитие «другого» детского сада.

«Другой» детский сад, по мысли Аромштам, это открытая система, пронизанная уважением к семейным ценностям, представлениям родителей о педагогических принципах, к личности ребенка.

Речь шла о психолого-педагогической культуре воспитателя детского сада, которая ярче всего проявляется во взаимодействии с родителями. Термин «работа с родителями» – понятие старой педагогики, подразумевающее воздействие педагога на мать или отца ребенка. Сегодня от воспитателя требуется умение войти в открытый контакт с семьей, умение взаимодействовать.

– Ведь без родителей мы можем не все! – подчеркнула Марина Аромштам, - Например, в ситуации, когда в садах работают одни женщины, дети рискуют так и не приобрести половую идентификацию.

Продолжение лекции – рассказ о формах сотрудничества воспитателя с папами, дедушками и братьями детсадовцев.

– Мастер-класс по кукловождению для малышей! – изумлялись педагоги, читая афишу, и торопились в Паркетный зал. Ведь командует куклами не просто педагог из детского сада, а лауреат международного конкурса им. Сергея Образцова «Детский кукольный театр».

Инна Ярославцева в шляпе, облепленной мелкими зверюшками, в юбке с разноцветными ромбами, таинственным голосом зовет освобождать кукол из плена Карабаса. Музыка тревожила, оживить кукол очень хотелось, поэтому все у детей получилось. А потом – «Завертелись, закружились и в предметы превратились!». Предметы прыгающие, марширующие, летающие…

По примеру мальчиков и девочек педагоги охотно надевали разноцветные перчатки, прикрепляли к указательному пальцу шарик, и их руки-куклы ходили, как роботы, прыгали, как Буратино, становились «тенью» друг друга, повторяя мельчайшие шевеления пальцев партнера. И даже устроили спартакиаду! Плавали, боролись, катались на коньках, метали диски.

Однако не все в куклы играть – надо и о деле о думать. Именно так рассуждали заведующие садиков, пришедшие на лекцию Владимира Заичко, представителя компания "Аверс".

Он рассказывал об автоматизации управленческой деятельности ДОУ, учил составлять отчеты, которые компьютерная программа формирует автоматически. Вопросов было много. – Если вы хотите что-то сверх программы – присылайте письмо, – терпеливо объяснял Владимир Заичко. – Раз купили – вы наш клиент, и мы будем подстраивать программы под ваши требования».

В Голубую гостиную весь день было практически невозможно протиснуться. Татьяна Гризик, научный сотрудник Федерального института развития образования, практически без перерыва, нон-стоп, провела два занятия: «Основные проблемы предшкольного обучения и пути их решения» и «Содержание и формы предшкольного обучения».

– Базовое образование дошкольников не простроено, – точно формулировала Татьяна Гризик, - Отдельные занятия – спецкурсы, элективы – без опоры на базу результата дать не могут.

Вторая проблема, которой Гризик уделила внимание, это развитие речи.

– Следует вынести речь на занятия по развитию речи, а не на занятия по грамматике, – подчеркнула она. - Без речевой подготовки бессмысленно обучение грамотности. Школа просит чтение и письмо, а это вообще не дошкольная действительность. Звуковой, слогозвуковой анализ – наш, а вот звукобуквенный – школьный. Хорошо читающий, осваивающий письмо ребенок способен к такому анализу, для остальных он мука.

Был в выступлении Татьяны Гризик и совсем уж революционный момент: практика, когда воспитатель проводит группу от трех до семи и возвращается к малышам, неэффективна. По ее мнению. педагог за четыре года теряет методические навыки и знания, и вряд ли все воспитатели детского сада одинаково хорошо ими владеют.

– Что же делать? – задалась вопросом аудитория.

– Выход в специализации воспитателей, - пояснила Татьяна Гризик. - Одни развивают, другие обучают. Методика должна жить в педагоге непрерывно.

В Малом зале почти весь день проходило сдвоенное занятие доктора психологии Елена Смирнова. Сперва она прочитала обстоятельную лекцию «Психологические особенности детей раннего возраста», а затем провела занятие «Приемы работы с детьми раннего возраста в детском саду». По ее мнению, важнее всего, конечно, установка воспитателя.

– Если преподаватель хочет, чтобы «зайчики сидели на стульчиках» и ждали, когда им разрешат пошевелиться, он легко добьется этого, - пояснила Смирнова. - Но тогда о развитии нечего и говорить. Если все-таки нужно развитие – тогда следует знать: их возня, бессмысленная на первый взгляд, имеет огромное развивающее значение. Когда ребенок втискивает большого медведя в кузов маленькой машинки, он осваивает величины, знание о которых изначально человеку не дано. И важно помнить: он не воспринимает нейтральных слов, сухих, не окрашенных эмоционально. Главная способность педагога – это быть выразительным. Это важнее высшего образования. Развитие – это собственное желание ребенка, его интерес. И наша задача – не подавить его разъяснениями, а предлагать разное…

– Роль взрослого в жизни маленького детсадовца трудно переоценить, – подытожила она. – Ведь общение со взрослым в этом возрасте – магистраль развития ребенка.

Людмила Кожурина