07 апреля 2006 г.

«Московский городской дом учителя»

День учителя начальной школы (день 2-й)

Репортаж

– Мы должны развивать учеников не только интеллектуально, – продолжила Виноградова. – Современные дети почти не имеют чувственного опыта, не различают запахи, вкусы, не могут на ощупь отличить яблоко от апельсина. Не готовы самостоятельно размышлять, искать решение проблемы. Именно на это следует обращать внимание педагогу начальной школы.

А в это время в Паркетном зале учителя из Старого Оскола, Ирина Корчагина, Елена Савченко и Наталья Сухих, вели мастер-класс: “Тайное всегда становится явным, или Пять правил инновационного преобразования”. Здесь демонстрировали практические приемы, методики, развивающие мышление, воображение, эстетические вкусы детей. Зал охотно угадывал загадки, решал арифметические примеры, а в конце мастер-класса общими силами был изготовлен чудесный хвост для волшебной жар-птицы (то-то дети бы радовались!). Правда, по окончании занятия хвост растащили по перышку благодарные слушатели.

Психологи, дававшие весь день индивидуальные консультации педагогам, считают, что самое сложное и мучительное в профессии учителя – невозможность на практике осуществить индивидуальный подход, то самое личностно ориентированное образование, о котором сегодня так много говорят. Конечно, учитель индивидуально подходит к каждому ребенку, знает его особенности… Но школа – массовая, стандарт – жесткий, родители и администрация поддерживают далеко не всегда…

Впрочем, с родителями можно установить конструктивные отношения, считает директор Центра психологического сопровождения образования Марина Битянова. Только надо убедить их: от такого сотрудничества школьная жизнь детей станет интересней и приятней.

– Родительское собрание – педагогическая форма, которую надо выстраивать как урок, – посоветовала Марина Битянова. – Сначала заинтересовать усталых родителей, мотивировать их на решение стоящей перед вами задачи. Потом сделать небольшое сообщение. Даже взрослые люди не могут слушать больше 15-20 минут. Дать время поспорить, обменяться мнениями, а в конце непременно посоветовать, что можно почитать по проблеме, какие интернет-сайты посмотреть.

Директор Института непрерывного математического образования, зав. кафедрой математики МИОО Иван Ященко рассказывал о том, как интересно преподавать младшеклассникам арифметику. Совершенно не нужно пичкать детей терминами и определениями. Важнее дать им как можно больше изображений разных геометрических форм, научить чувствовать реальность, стоящую за числом.

– Если вам должны дать в магазине 200 килограммов товара, значит, в задаче должна быть не авоська, а машина, - говорил Ященко. – Если в ответе задачи у вас спортсмен бежит со скоростью 100 километров в минуту, значит, где-то вы ошиблись.

Расходились учителя как в любой день марафона: нагрузив сумки методической литературой и обмениваясь впечатлениями: – …Она точно про мой класс говорила. Теперь я подумаю, что еще можно сделать!

Людмила Печатникова