06 апреля 2006 г.

«Московский городской дом учителя»

День учителя начальной школы (день 1-й)

Репортаж

В Малом зале с утра на “круглый стол” собрались приверженцы системы Эльконина – Давыдова. Послушали доклад об истории и тенденциях развития начальной школы. И о проблемах:

– Пока знания проверяют по-старому, в начальной школе ничего не изменится… Для внедрения компетентностного подхода нужна новая начальная школа с другими результатами, – объяснял ведущий.

Как всякие энтузиасты своего дела, педагоги развивающего обучения считают, что знают лучший путь решения проблем:

– Школа Эльконина – Давыдова должна разработать компетентностные результаты образования.

Сомневающимся с жаром доказывали, что у системы развивающего обучения плюсов больше, чем минусов. Причем доказывали не разработчики и руководители, а учителя из зала. Споры продолжались до конца второго блока.

Давыдовцев сменили приверженцы компьютерных технологий. Причем пришли они не "просто послушать" – практически у всех есть компьютер и выход в Интернет.

Уже в начале семинара Наталья Михейкина перечислила преимущества, которые компьютер дает учителю: сокращается время на заполнение отчетности, расширяются возможности хранения и систематизации методических пособий, можно быстро и без труда готовить индивидуальные задания для ребят.

– А еще информационные технологии позволяют "не сгорать на работе", – добавила ведущая, – ведь удовлетворение получаешь, когда работа идет легко и быстро.

По данным российских психологов, человек воспринимает до 65% информации, если она поступает на два разных рецептора. Компьютерная презентация обращена к зрению и слуху ребенка, что дает возможность сделать урок более эффективным и интересным. Оказывается, компьютер может помочь учителю даже на начальном этапе обучения грамоте – а это самый тяжелый, трудоемкий и важный период. Проецирование прописи позволит избежать бесконечной беготни по классу, чтобы показывать, на какой строчке сейчас пишем.

– Компьютер позволяет собрать внимание класса, привлечь даже самых рассеянных, организовать общую работу, – продолжала ведущая.

И это прекрасно иллюстрировала обстановка в зале: все как завороженные смотрели на экран, отвечали на вопросы презентаций.

Последним клубом по интересам, собравшимся в Малом зале, были занковцы. Методисты федерального Научно-методического центра имени Леонида Занкова напомнили присутствующим о главном направлении своей системы: личностное развитие. Для подтверждения этого выступавшие демонстрировали учебные задания и фрагменты занятий.

– Задача начальной школы – вывести каждого ребенка на оптимальный для него уровень развития, – считают занковцы.

Но ни один ребенок не должен чувствовать обиду или разочарование оттого, что не может выполнить задание. Поэтому задания составлены так, что каждый может выбрать себе посильный уровень сложности, выбрать задание по душе.

Этот же принцип был заложен в структуру всего дня: каждый мог найти занятие в соответствии со своими интересами и профессиональными запросами.

Паркетный зал на целый день превратился в художественную мастерскую. Гости рассаживались вокруг столов: клеили, раскрашивали, вырезали, делали аппликации и рисовали… ластиком. Те, кому не хватило места за столом, стояли и сидели у стены в надежде занять место во время перерыва. Но… "никто почему-то не уходит, все только заходят", – сокрушались учителя.

Придется им во второй День начальной школы прийти пораньше.

Елена Куценко