Издательский дом «Первое сентября», Департамент образования г. Москвы, Московский педагогический государственный университет

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов

05 апреля 2006 г.

«Московский городской дом учителя»

День учителя физической культуры

Репортаж

На встрече с коллегами он вел мастерскую "Методика обучения бадминтону в общеобразовательной школе". С демонстрацией техники и упражнений, которые увлеченно выполняли здесь же ребята. "Здорово, – говорят они после урока, – никогда не думали, что с одним воланчиком можно придумать так много упражнений". Поймать руками волан в прыжке, поймать, когда он отлетает от коленки, поймать, как жонглер, подбросив из-за спины. И все это для развития грамотной техники игры, соответствующей всем мировым стандартам.

"Никогда не бойтесь потерять воланчик, – подбадривает учеников учитель, – пусть он летит куда угодно, все равно вы его перехитрите!".

– Урок физкультуры это не привычный класс с партами, а иное пространство, иные запахи и одежда, иные герои, – рассказал Дмитрий Бесполов, учитель высшей категории. Его мастерская – "Физкультура для жизни". – Это урок слияния со своим телом. Нужен только шанс почувствовать его возможности и начать развивать их.

А все началось с визита норвежских преподавателей физкультуры в московскую 335-ю школу. В Норвегии по-другому учат учителей физической культуры. Именно тогда Дмитрий Бесполов понял: Урок физкультуры – другой для ученика.

На экране – кадры из норвежского фильма. Будущие школьные преподаватели – молодые юноши и девушки творят из подручных материалов спортивный инвентарь. Например, что для урока физкультуры сделали бы вы из старых газет и скотча? Норвежцы, как минимум придумывают мяч и гимнастическую палку. А если мяч сделать потяжелее, то он сойдет и за гандбольный. Тут же будущие учителя придумывают новую игру с мячами и палками, что-то вроде эстафеты с препятствиями, между которыми двумя палками нужно провести мяч. Кто первый? И все это под ритмичную музыку, задающую тон всему уроку физкультуры.

Такие мини-проекты внутри урока физкультуры теперь стали привычны и для ребят из 335-й. Придумать новое упражнение, подобрать к нему музыку, понять на развитие чего оно работает, научить своих одноклассников. Собравшиеся в зале быстро записывают в блокнотах "постулаты учителя физкультуры" как в шутку называет их Дмитрий:

"Все дети на моих уроках должны иметь возможность ощутить напряжение и радость". "Стремление учеников испытать свои силы я должен встречать с радостью и вниманием". «Я должен обучить ученика правилам честной игры». "Самая главная оценка на уроке – это оценка за активность".

– Миссия учителей физкультуры востребована сейчас ребятами в большой мере, – утверждал на своей лекции «Развитие психической сферы через физическую активность» Вадим Родионов, доктор психологических наук.

– У подростков спрашивали: кто, кроме вас самих, может помочь вам быть здоровым, сильным и ловким? – привел пример Родинов. – Первые два места – тренер и врач. А кто на третьем месте? Думаете, друзья, родители? Ошибаетесь – учитель физкультуры.

Но в связи с профилизацией старшей школы, предпрофильной подготовкой в школе средней, физкультурники встали перед проблемой.

– Как нам открыть в своих школах профильные классы со специализацией "физическая культура"? – таков был общий вопрос Ильдару Латыпову, кандидату педагогических наук, которому удалось это сделать в школе № 1916.

Информации мало. Если есть учебник для ученика, то нет книги для учителя, методического пособия, плакатов, фильмов. Это видно по тому набору литературы, которую предлагают учителям физической культуры издательства нашей страны. – Давайте посмотрим на эту ситуацию как на возможность – не унывают учителя физической культуры.

Они оптимисты и понимают, что их работа нужна не только ребятами. Их авторские программы, находки и открытия как никогда сейчас нужны становящейся на ноги профильной школе.

Евгения Соколова