05 апреля 2006 г.

«Московский городской дом учителя»

День учителя физической культуры

Репортаж

На встрече с коллегами он вел мастерскую "Методика обучения бадминтону в общеобразовательной школе". С демонстрацией техники и упражнений, которые увлеченно выполняли здесь же ребята. "Здорово, – говорят они после урока, – никогда не думали, что с одним воланчиком можно придумать так много упражнений". Поймать руками волан в прыжке, поймать, когда он отлетает от коленки, поймать, как жонглер, подбросив из-за спины. И все это для развития грамотной техники игры, соответствующей всем мировым стандартам.

"Никогда не бойтесь потерять воланчик, – подбадривает учеников учитель, – пусть он летит куда угодно, все равно вы его перехитрите!".

– Урок физкультуры это не привычный класс с партами, а иное пространство, иные запахи и одежда, иные герои, – рассказал Дмитрий Бесполов, учитель высшей категории. Его мастерская – "Физкультура для жизни". – Это урок слияния со своим телом. Нужен только шанс почувствовать его возможности и начать развивать их.

А все началось с визита норвежских преподавателей физкультуры в московскую 335-ю школу. В Норвегии по-другому учат учителей физической культуры. Именно тогда Дмитрий Бесполов понял: Урок физкультуры – другой для ученика.

На экране – кадры из норвежского фильма. Будущие школьные преподаватели – молодые юноши и девушки творят из подручных материалов спортивный инвентарь. Например, что для урока физкультуры сделали бы вы из старых газет и скотча? Норвежцы, как минимум придумывают мяч и гимнастическую палку. А если мяч сделать потяжелее, то он сойдет и за гандбольный. Тут же будущие учителя придумывают новую игру с мячами и палками, что-то вроде эстафеты с препятствиями, между которыми двумя палками нужно провести мяч. Кто первый? И все это под ритмичную музыку, задающую тон всему уроку физкультуры.

Такие мини-проекты внутри урока физкультуры теперь стали привычны и для ребят из 335-й. Придумать новое упражнение, подобрать к нему музыку, понять на развитие чего оно работает, научить своих одноклассников. Собравшиеся в зале быстро записывают в блокнотах "постулаты учителя физкультуры" как в шутку называет их Дмитрий:

"Все дети на моих уроках должны иметь возможность ощутить напряжение и радость". "Стремление учеников испытать свои силы я должен встречать с радостью и вниманием". «Я должен обучить ученика правилам честной игры». "Самая главная оценка на уроке – это оценка за активность".

– Миссия учителей физкультуры востребована сейчас ребятами в большой мере, – утверждал на своей лекции «Развитие психической сферы через физическую активность» Вадим Родионов, доктор психологических наук.

– У подростков спрашивали: кто, кроме вас самих, может помочь вам быть здоровым, сильным и ловким? – привел пример Родинов. – Первые два места – тренер и врач. А кто на третьем месте? Думаете, друзья, родители? Ошибаетесь – учитель физкультуры.

Но в связи с профилизацией старшей школы, предпрофильной подготовкой в школе средней, физкультурники встали перед проблемой.

– Как нам открыть в своих школах профильные классы со специализацией "физическая культура"? – таков был общий вопрос Ильдару Латыпову, кандидату педагогических наук, которому удалось это сделать в школе № 1916.

Информации мало. Если есть учебник для ученика, то нет книги для учителя, методического пособия, плакатов, фильмов. Это видно по тому набору литературы, которую предлагают учителям физической культуры издательства нашей страны. – Давайте посмотрим на эту ситуацию как на возможность – не унывают учителя физической культуры.

Они оптимисты и понимают, что их работа нужна не только ребятами. Их авторские программы, находки и открытия как никогда сейчас нужны становящейся на ноги профильной школе.

Евгения Соколова