Издательский дом «Первое сентября», Департамент образования г. Москвы, Московский педагогический государственный университет

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов

04 апреля 2006 г.

«Московский городской дом учителя»

День учителя французского языка

Репортаж

Выступление Чистякова начала с пятиминутного монолога на французском языке. – Вот это настоящий методист: и знания, и произношение! – рассуждали учителя, выходя из Малого зала по окончании лекции. Впрочем, материала для обсуждения у них было куда больше…

Как выяснилось, более чем у 10 % учеников европейских школ первый язык не тот, на котором они говорят в местном сообществе. И эта цифра быстро растет. В то же время, в Великобритании иностранный язык знают меньше людей, чем в любой другой стране континента. Это заставило британских педагогов говорить о кризисе преподавания иностранного языка и пересмотреть подход к экзаменационным требованиям. Авторы исследования обращают внимание на то, что хотя английский язык является наиболее популярным в других странах Европы, он отнюдь не пользуется тем всеобщим распространением, которое ему обычно приписывают.

– Интерес к языковому образованию высок не только в Англии, но и в других европейских странах, – подчеркнула Татьяна Чистякова. – Например, формула языкового образования президента Франции Жака Ширака – "Родной язык плюс еще два".

– Давайте проследим, как менялись приоритеты в преподавании французского языка, – предложила учителям Алла Шейнина, специальный корреспондент газеты "La Langue Françoise". – В 19-ом веке основой преподавания иностранного языка была грамматика. Вокруг нее крутилось все остальное. В начале 20-века в центральное место в преподавании заняла лексика, затем обучали по моделям. Сегодня же референтной точкой в обучении иностранному языку становится не грамматика, не лексика, не тема, а синтез всего перечисленного.

По мнению Аллы Шейниной, одно из главных качеств современного учителя гибкость, в том числе, гибкость переключения с одного стиля преподавания на другой.

– Ученые выделяют три педагогических стиля или модели преподавания: авторитарно-дисциплинарную, увлекающую и проектно-деятельностную, – напомнила она аудитории. – Мне ближе всего проектно-деятельностный подход. Но он же является самым трудным. Здесь учитель должен как бы сойти с кафедры, уйти в тень и позволить детям проявить самостоятельность.

– В авторитарной модели педагога можно сравнить со сценаристом, – продолжила Шейнина. – Учитель действует в строгом соответствии с заранее написанным планом. Увлекающая модель предполагает наличие артистически способностей. Здесь я бы сравнила учителя с актером. А кто мы в проектно-деятельностной модели?

– Зрители… Помощники… Консультанты… Организаторы, – пошли версии из зала.

– Да, наверное, консультанты и наблюдатели, – согласилась Шейнина. – Но я бы сказала, что в этом случае работа учителя напоминает работу режиссера. Режиссер организует представление, но на сцене его нет. Он приходит только на поклон, если спектакль прошел удачно. А риск провала очень велик. И минусов тоже немало. Например, нельзя четко запланировать результат. Поэтому оптимальный вариант: сочетание всех трех моделей.

Ближе к концу дня подуставшие участники марафона вдруг перенеслись в романтическую атмосферу французского шансона. Под аккомпанемент гитары, фортепьяно и кастаньет участницы ансамбля Клуба любителей французской песни исполнили популярные во Франции песни о дружбе и любви.

– Во Франции песне традиционно отводится важное место в преподавании французского языка, как иностранного, – сказала руководитель ансамбля Ирина Баринова. – Современные французские исследователи выделяют ритм, как универсальный язык, своеобразное эсперанто современной молодежи. Только стоит иметь в виду, что песня приобщает не к языковым навыкам, а к экстралингвистическим – музыке. Поэтому учителю не следует поддаваться искушению сконцентрироваться исключительно на словах, на языковом анализе текста. Это, конечно, важно, но песня прежде всего окно в другой мир, способ приобщения к другой культуре во всем ее многообразии, мощный импульс для освоения страноведческих знаний.

А в самом конце дня, в качестве завершающей ноты, редактор газеты Французский язык Грета Чесновицкая пригласила всех посмотреть потрясающий документальный фильм "Театр улиц".

Анатолий Витковский