30 марта 2006 г.

«Московский городской дом учителя»

День учителя английского языка (день 1-й)

Репортаж

В Паркетном зале Дома учителя, где во время "круглого стола" сравнивали ЕГЭ и традиционный экзамен по английскому языку, учителя стояли и сидели плотно, плечом к плечу. Не то чтобы они испытывали какую-то общность, скорее наоборот, переполненный зал практически сразу разделился на приверженцев и противников пресловутого госэкзамена для школьников. Каким должен быть критерий оценки, какую цель должен преследовать педагог, принимающий экзамен, – вопросы, разумеется, животрепещущие. Но самым главным оказался другой: в чем заключается основная задача учителя английского? – спрашивали друг друга и самих себя преподаватели. И сами же отвечали: в том, чтобы знание носило продуктивный характер, чтобы оно работало на благо того, кто им обладает, то есть ученика.

А в это же время в соседней аудитории обсуждали подготовку учащихся к разделу Единого государственного экзамена "ГОВОРЕНИЕ", призванного проверить разговорные навыки учащихся. Ольга Беспалова, автор учебного пособия, заслуженный учитель России, зав. кафедрой иностранных языков Второй Санкт-Петербургской гимназии, говорила коллегам: "Мы должны суметь передать детям не грамматическую систему языка, а систему общения. И адекватно оценивать понимание этой системы нужно, не отталкиваясь от "формальных" ошибок в произношении и грамматике".

Об ошибках говорили и в Малом зале. Рабочая группа "Discovery techniques in EFL classroom" (Новые технологии в изучении английского как иностранного языка) под руководством Каралин Буши, старшей научной сотрудницы американского посольства в Москве, пришла к выводу, что неправильности произношения, грамматические неточности и тому подобные "просчеты", за которые принято "карать" на экзаменах, – неотъемлемая часть жизни языка, являющегося по сути своей органической структурой. "Если язык не изменяется, значит, он умер", –сказала Буши в заключительной части своего выступления. Правда, далеко не все присутствовавшие разделяли ее точку зрения, и в зале пару раз звучало изумленное: "А как же все то, чему нас учили в университете?" Ответом на этот вопрос, пожалуй, послужила целая конференция, которую провела В.Н. Богородицкая вместе с учителями московских школ. Темой их выступлений стало "Непрерывное языковое образование". Говорили о приоритетных на данный момент направлениях в методиках преподавания, о том, что нуждается в разработке и доработке. Наталья Зезерова, преподаватель московской школы № 1228, выступила с докладом о проектной деятельности старшеклассников. И снова изучение английского языка становится не просто формальным запоминанием грамматических форм и правил, а этапом осознания своего места в жизни.

– Так называемые presentation skills – "искусство презентации", навыки продвижения себя и своих идей необходимы не только учителям, – уверена Наталья Зезерова, – они понадобятся и ученикам. Причем не только во время сдачи ЕГЭ, который предусматривает в качестве одного из заданий презентацию проекта на заданную тему. Это нужно просто для развития коммуникативных способностей.

О применении интерактивных технологий в изучении английского говорила и Т.Ю. Сазонова, проводившая мастер-класс "Интернет-ресурсы радиостанции "Голос Америки" для преподавателей английского языка". И здесь снова звучали слова о том, что главная задача учителя – в первую очередь заинтересовать ученика своим предметом, дать ему представление о системе языка, а не впихнуть в него как можно больше не связанных друг с другом сведений.

А учительница из гимназии № 9 г. Долгопрудного в это время объясняла коллегам, что лучше всего изучать язык, используя тот материал, который наиболее интересен ученикам, – тексты песен:

– Часто подростки слушают и не понимают текста, воспринимая только музыку, ритм. Но им всегда интересно узнать, о чем же на самом деле любимая песня, и на этом можно и нужно сыграть.

О том, что надо не просто преподавать, а любить своих учеников и предмет, говорила и Валерия Мещерякова в своем авторском тренинге "Профилактика языкового барьера". Мотивация и уверенность в своих силах – вот ключ к успеху, убеждена преподавательница из Казани: – Самое главное, что нужно привить ребенку – понимание того, что он уже сейчас, еще только начав учиться, может говорить по-английски. Более того, он умеет и любит это делать.

Преподаватели в переполненном зале слушали, кивали, записывали принципы цветочтения и воздействия на языковые центры при помощи аудиозаписей.

Основная мысль дня учителя английского языка была к тому времени сформулирована: "Не надо учить маленьких детей взрослому английскому. Тогда они смогут учить его так же, как учили русский – легко и как будто без посторонней помощи"

Полина Филиппова