27 марта 2006 г.

«Московский городской дом учителя»

День учителя математики (день 1-й)

Репортаж

День учителя математики в этом году проходит два дня. День первый отдан во власть углов, биссектрис, тетраэдров и меридианов – всему богатству царства геометрии.

В Паркетном зале Николай Андреев, научный сотрудник Математического института РАН, решал «Математические этюды». Зал полон, и опоздавшие толпятся у входа.

– Сравним объем выпуклого и невыпуклого многоугольника, – говорит он, а на белом экране проектора вращаются две геометрические фигуры. – Наглядно это можно представить, как бы налив внутрь обеих фигур воду. Казалось бы, объем выпуклого должен быть больше. Однако в данном случае это не так…

Учителя делают пометки в тетрадях – кто-то беглой скорописью набрасывает фразы, кто-то старательно перерисовывает фигуры.

А в Голубой гостиной тем временем кипят страсти вокруг темы «Непрерывное изучение стереометрии в основной и старшей школе».

– А вот эту задачу детям очень легко представить, – азартно скрипит мелом по доске Валерий Рыжик, учитель питерского лицея «Физико-техническая школа». – Я их спрашиваю: когда вы залезаете на дерево, лежащее внизу бревно становится все меньше? Они говорят – конечно, это ж бревно, что тут непонятного?

По залу проносится смешок.

– Спрашиваю – почему? – прищуривается Валерий Рыжик. – Они пытаются объяснить, и тут начинается изучение стереометрии.

От задач его мысль легко перескакивает к ошибкам, которые тиражируют учебники.

– Не бывает такой сферы! – патетически воздевает он руки, нарисовав знакомую по всем школьным учебникам стереометрии фигуру. – Это математически невозможно.

– Если с седьмого класса обращать внимание на подобные ошибки, то к десятому у детей уже сложиться цельное представление о стереометрии, – резюмирует Валерий Рыжик.

Лекция кончилась, однако учителя не спешат разойтись. Кто-то оживленно беседует с Валерием Рыжиком, кто-то пробирается к столам с методичками и стендам с учебниками издательства «Просвещение», кто-то идет в Большой зал – там весь день учителя осаждают столы издательств.

Сотрудники издательств распаковывают все новые пачки с учебниками, рассказывают о книжных новинках, демонстрируют новые компьютерные программы. Пятнадцать минут перерыва пролетают незаметно.

В Голубой Гостиной начинается новая лекция. Теперь стереометрия уступает место геометрии – начинается обсуждение темы «Наглядная геометрия в 5-6 классах».

– Геометрии в среднем звене не везет, – начинает Татьяна Ходот, доцент кафедры геометрии Педагогического университета имени А.И.Герцена. – Большинство детей ее не любят и не понимают. Вот география – понятная наука: реки, горы, дождик. Физика, история, литература, даже арифметика – любой предмет имеет живую связь с действительностью. А геометрия? Мы говорим детям: «Мы будем изучать увлекательную науку геометрию. Геометрические фигуры состоят из множества точек. А точка …это почти ничто»

– Ребенок думает, - что же, мы будет изучать ничто? – пожимает плечами Татьяна Ходот. – Неудивительно, что школьники думают, что с 7 по 11 класс занимаются ерундой на уроках геометрии.

Учителя согласно кивают.

– Необходимо привязать геометрию к жизни, сделать ее понятной, – вдохновенно родолжает Татьяна Ходот. – Что такое угол – два луча, исходящие из одной точки? Таких лучей не бывает, думает ребенок, и он прав. Есть угол комнаты, есть угол дома. Это понятно. Когда мы измеряем площадь фигуры, почему бы не взять вместо абстрактного прямоугольника хотя бы...паркет?

– Надо приучить ребенка к мысли, что геометрическая фигура – не множество точек, а мысленный образ реального предмета, – заключает она. – Тогда все становится на свои места.

Наступает перерыв, но многие учителя не расходятся. Тема следующих полутора часов – «Новая форма аттестации учащихся по геометрии в 9 классе и отбор в классы профильного уровня». До выпускных девятиклассников – рукой подать, и тема вызывает острый интерес.

– Задача геометрии – развитие пространственного и логического мышления школьников, – обозначила теоретические установки Татьяна Мищенко, ведущий научный сотрудник Института модернизации общего образования РАН, – Исходя из этого, мы определили минимум требований к выпускнику девятого класса. В аттестационную форму вошли свойства геометрических фигур, геометрические преобразования. Мы не включили блок задач с координатами и векторами…

В зале поднимается шум.

– Векторы не вошли в аттестационную форму? – поднимается с места учительница лет сорока. – Но мы уже занимаемся по дрофовскому задачнику. Что же теперь – их выкинуть?

– Никто вас не заставляет ничего выкидывать, – почти перекрикивая расшумевшихся учителей, объясняет Мищенко. – Ни тот, ни другой задачник пока не являются официальными документами…

– Нас просто знакомят с возможным вариантом, – поясняют из соседнего ряда. – Скажите, а построение объемных фигур вы включили в задачник?

...Из Большого зала выходят две учительницы.

– Теперь давай в Паркетный зал.. – предлагает одна, поставив тяжелые пакеты у ног.

Нет, я пас, – отмахивается программой дня вторая. – Уже голова пухнет... Пойдем, лучше кофе попьем.

Они спускаются по лестнице вниз, и солнце брызжет им в глаза.

Алексей Олейников