24 марта 2006 г.

«Московский городской дом учителя»

День учителя физики

Репортаж

В Паркетном зале с самого утра школьники вместе с учителями проводили эффектные опыты и предлагали гостям решить кроссворды и задачи. Всюду катались шарики, сообщались сосуды, лилась вода, а ребята объясняли происходящее.

В углу зала мелькали гигантские мыльные пузыри. Желающим даже предлагали оказаться внутри пузыря. От желающих не было отбоя.

Те, кто больше склонен не к практике, а к теории, собрались в Малом зале.

Там журнал «Квант» предлагал хитрые задачки. За правильный и даже первый неправильный ответ полагался приз – журнал или книжка. Кстати, правильные ответы нашлись не для каждой задачи. Учителя обижались и кричали про некорректный вопрос. Зато во время экспериментов зал каждый раз общими усилиями находил объяснение.

Все так увлеклись, что не заметили, как пролетел перерыв. В Малый зал пришли учителя с других площадок - все стремились на мастер-класс "От традиционного урока к современным технологиям".

Доктор педагогических наук Галина Степанова начала с зари книгопечатания и Яна Амоса Коменского. И объяснила, почему традиционный урок сложился именно таким, каким мы его знаем. Но в XXI веке с развитием техники и средств распространения информации у педагогов возникло сомнение: нужно ли "всех учить всему", как завещал нам Коменский.

– Традиционная проверка домашнего задания сегодня сильно затруднена, - отметила она. – Прежде всего, потому, что по данным исследований, его выполняют лишь 5% учеников. Информация, представляемая учителем, сильно проигрывает в сравнении с компьютером и телевидением.

По мысли Степановой, налицо кризис традиционного урока, рассчитанного на активность учителя. Сегодня востребованы интерактивные формы обучения. Оказывается, мы усваиваем 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% увиденного и услышанного одновременно, 70% мы усваиваем при обсуждении с другими людьми, 80% – при переживании на собственном опыте и целых 95% того, чему научили других.

– Поэтому школа утратила функцию главного источника информации, – резюмировала Степанова. – Зато мы можем помочь ребенку превратить разрозненные сведения в собственное знание. На современном уроке мы учим искать, выбирать нужную информацию, представлять ее разными способами, определять место новой информации в своей системе знаний.

После такого убедительного анализа лектор перешла к рассказу о том, как воплотить эти замечательные принципы на практике. И представила, например, несколько форм фронтальной работы, когда дети всего класса отвечают по очереди "змейкой" или "по цепочке" с подвеской.

– Чтобы научное знание имело под собой эмпирический фундамент, нужно строить обучение на личном опыте ребят, – отметила Галина Степанова. – Максимально привлекать их к экспериментам.