22 марта 2006 г.

ГБОУ Школа №293, г. Москва

День учителя технологии

Репортаж

– Современные дети крайне мало знают о профессиях, которые существуют в мире, – рассказал директор центра Александр Глозман. – Раньше детей водили на экскурсии на предприятия, просили родителей рассказать о своих профессиях. И ведь этого никто не отменял! А в современной школе нужно давать детям как можно больше информации, организовывать практическую деятельность, чтобы каждый ребенок понял, что же на самом деле он может и хочет.

Но у “технологии” как предмета есть много нерешенных проблем и вопросов. В том числе является ли технология в школе современной и перспективной?

– Школьники давно пользуются плеерами и другими сложными приборами, а в школах продолжают реанимировать старенькие токарные станки, – признал в своем выступлении профессор Юрий Хотунцев.

– Базисного учебного плана по технологии все еще нет, – посетовал он затем. – Но есть идея отвести на технологию 2 часа в 9 классе и 1 час в десятом. Если школа не становится профильной, то это можно считать достижением.

– В нашей стране традиционно обучение на уроках технологии для мальчиков и девочек ведется раздельно, – отметила Галина Пичугина, главный редактор единственного журнала для учителей технологии “Школа и производство”. – И если девочек обычно приобщают к декоративно-прикладному творчеству, то мальчики занимаются изготовлением предметов быта. Но будущее за интеграцией урочной и неурочной деятельности, – заметила она. – Ведь довольно часто проект, начинавшийся как базовый, потом перетекал в факультативную деятельность, затем в праздники, конкурсы. Все больше появляется проектов и работ с применением компьютерных технологий. Например, моделирование народного костюма гораздо интереснее осуществлять на компьютере, а уж потом воплощать его в жизнь.

Однако в ходе обсуждения выяснилось, что педагогов в глубинке больше всего волнует не осваивание компьютерных технологий, а изношенность материальной базы, вопросы оплаты труда и то, что черчение оказалось в последнее время в загоне.

Впрочем, преподавателей технологии интересовало, как помочь ученикам найти информацию о рынке услуг и труда, научить презентовать себя, создать имидж, заявить о себе в электронном виде.

Многим детям на все эти вопросы может дать ответ только учитель технологии. При этом в последнее время в современных школах растет количество классов, в которых менее 25 учащихся, длительно отсутствуют учителя, а то и вовсе ликвидированы мастерские.

Как раз для таких классов, где уроки ведут учителя обслуживающего труда, разработала программу группа методистов Восточного административного округа Москвы во главе с Надеждой Алямовcкой. В программе для 5-8 классов есть такие разделы, которые интересны как мальчикам, так и девочкам: “Кулинария”, “Швейное дело”, “Деревообработка”, “Металлопластика и обработка жести”, “Домашняя экономика”. На швейном деле ученики 5 и 6 классов шьют привычные всем фартуки, семиклассники – рубашки свободного фасона, а восьмиклассники учатся ремонтировать одежду, вшивать молнию, пришивать пуговицы.

Когда научно-практическая часть закончилась, началось самое интересное. Загудели станки в мастерских, в коридорах развернулась выставка ученических работ. И наконец все стало понятно без лишних слов. Все, что дети делают на уроках технологии, можно было потрогать руками, - и реконструированную по всем правилам кольчугу, просечное колечко которой точь-в-точь как у вятичей, и кресало – зажигалку IX века, и музыкальный инструмент хамуз – копию того, что был найден при раскопках на Красной площади...

Впрочем, на уроках технологии, оказывается, не только реконструируют старинные ремесла, но и осваивают совершенно новые техники. Например, средневековая “Guilling” – бумажная филигрань, которая лишь недавно и изредка появляется на выставках, – уже освоена во многих московских школах.

Узкую полоску пастельной двусторонней бумаги (а не дорогой рисовой) оберните вокруг тонкой иглы (а не гусиного пера), чуть-чуть раскрутите спираль, заклейте кончик, придайте ей нужную форму и наклейте лепесток на лист…

– Современные технологии тоже нашли свое место на уроках технологии, делились секретами преподаватели, – появились новые безопасные для здоровья краски для изготовления батиков, качественные и недорогие, натуральные нити для золотного шитья.

И конечно же много говорили о том, как привлечь детей, заинтересовать их ремеслами и техниками, которые потом помогут им выбрать свой жизненный маршрут.

Марина Никонова