22 марта 2006 г.

«Московский городской дом учителя»

День учителя биологии

Репортаж

В Малом зале работали творческие мастерские: опытом делились учителя московских школ и специалисты естественно-научных музеев. Особое внимание здесь уделялось развитию исследовательской деятельности учащихся, лабораторным работам, а также олимпиадам по биологии.

Новаторские формы работы с учащимися представили Зоологический музей МГУ и Музей имени Тимирязева.

Кандидат биологических наук Наталья Пашина прочла лекцию “Современная наука о наркотиках”, где доказала, что знание о физиологии действия наркотика лучше всего защитит детей от соблазна попробовать.

Доктор педагогических наук Ирина Алексашина представила собравшимся в Голубой гостиной выпущенную издательством “Просвещение” книгу “Естествознание”, воплотившую на практике идею гуманитаризации знаний, то есть такую модель, где привычная цепочка “знание – изучение – использование” дополняется двумя новыми компонентами: обществом и человеком.

Ирина Морзунова, заведующая редакцией издательства “Дрофа” по биологии, рассказала об учебно-методическом комплекте для профильной школы, о сериях в помощь учителю – “Мастер-класс” и “Современный урок”, а также о пособии по подготовке к ЕГЭ, которое и учителей, и учеников убережет от ошибок и непонимания при ответе на тестовые задания. Пособие уже готово к изданию и выйдет в свет в ближайшее время.

– Дети не умеют, не научены писать тесты и зачастую просто не понимают, что от них требуется, – предупредила Ирина Морзунова и рассказала о таком случае: – На вопрос теста “Как действуют белки в клетке?”, подразумевавший функцию белков в организме, ученик ответил: “Орешки грызут, бегают в колесе”.

Можно посмеяться, но ведь ребенок не смог ответить правильно и получил плохую оценку.

В заключение Ирина Морзунова предложила учителям, у которых есть интересные наработки, присылать их в издательство.

– С каждым учителем мы заключаем договор, выплачиваем гонорар – пусть небольшой, но все же... Пишите нам! Делитесь опытом! – сказала она.

Проблемы ЕГЭ обсуждала с аудиторией и Галина Калинова, заведующая лабораторией РАО, на занятии “От итоговой аттестации – к ЕГЭ”.

– В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому соглашению, – сказала она. – Серьезные изменения произошли и в содержании, и в структуре образования. Происходит переориентация на компетентностный подход, на овладение компьютерными технологиями, на умение работать в группе. Постепенно мы переходим на новые образовательные стандарты – окончательный переход запланирован на 2010 год. Сейчас разработана новая серия билетов в качестве альтернативы ЕГЭ – комплекты для базового и для повышенного уровней: эти билеты будут опубликованы в пятом номере журнала “Вестник образования”.

Презентация инновационного мультимедийного пособия “Видеоиллюстрации по биологии” на DVD-дисках оказалась интереснейшим путешествием в музей и на природу. Рассматривались серьезные темы, такие, как “Изменчивость”, “Цитоплазматическое наследование”, что оказалось к тому же еще и необыкновенно красиво.

Доцент Педагогической академии последипломного образования Валерия Кучменко рассказала о новой линии учебно-методического комплекта “Сферы”, задуманной как стратегия обновления школьного биологического образования.

Мастер-класс кандидата химических наук Александра Муравьева “Экологический практикум в школьном биологическом образовании” вдохновил всех собравшихся: прямо на занятии учителя опробовали комплект материалов для практикума и провели анализ приготовленных продуктов и минеральной воды, а также исследовали состояние воздуха в Паркетном зале. Все оказалось в порядке.

Елена Иваницкая