21 марта 2006 г.

«Московский городской дом учителя»

День учителя географии

Репортаж

Образ в географии возник как образ места. А место, местность всегда уникальны. Например, Италия. В чьем-то представлении эта страна связывается со знаменитым фестивалем в Сан-Ремо, у кого-то при слове "Италия" возникает силуэт падающей башни в Пизе, а кто-то вспоминает интересный факт: в Италии самая мощная в мире нефтеперерабатывающая промышленность, но нет своей нефти.

"События, происходящие на одном конце земного шара, могут очень быстро переменить обстоятельства жизни людей за тысячи километров, – подчеркнул Горкин. – Поэтому так важно знать язык географии".

Мы живем в мире, в котором уже сформировалось единое информационно-экономическое пространство. Парадокс: мир так расширился, что стал маленьким. Мы теперь все соседи. И как никогда взаимозависимы друг от друга. Горкин привел немало примеров этой зависимости, а также примеров функциональной географической неграмотности. Так, недавно известный российский политик произнес следующую фразу: "Мы должны объявить бойкот датским товарам". Между тем в российских медицинских учреждениях сегодня используется в основном датский инсулин.

В Паркетном зале в это время учителя-новаторы проводили мастер-классы.

Учитель московской школы № 1958 Светлана Микитенко рассказала о том, как с помощью информационных технологий ученики создали интерактивную карту России. А педагог из Центра образования Анна Томилина познакомила собравшихся с методами, помогающими лучше изучить географическую номенклатуру (географические названия, термины, категории).

Особый интерес вызвала презентация "ЕГЭ по географии в 2006 году", которую провел член федеральной предметной комиссии разработчиков КИМ для ЕГЭ по географии Вадим Барабанов. В этом году в ЕГЭ по географии впервые включены задачи на определение субъекта Российской Федерации по описанию (некоторым известным признакам), а также задачи на построение рельефа местности по топографической карте. На вопрос из зала, почему в тестах такое большое место отводится заданиям репродуктивного типа, Вадим Барабанов ответил, что ЕГЭ отражает требования к знаниям выпускников, которые установлены действующими нормативами.

Главный редактор газеты "География" Ольга Кротова ознакомила участников марафона с различными проектами издания. Практически в каждом номере газеты публикуются оригинальные карты: "Движение населения в регионах России", "Моря, омывающие территорию России", "Атомные электростанции России", "Районы Крайнего Севера и местности, приравненные к районам Крайнего Севера", "Сахарные заводы России". Они помогают учителям и ребятам узнать массу интересных вещей. Казалось бы, что интересного в заводах по производству сахара? А попробуйте ответить на вопрос: из чего в России делают сахар? Обычно отвечают: из сахарной свеклы. Оказывается, дела давно обстоят иначе. Три четверти сделанного в нашей стране сахара произведено из сахарного тростника.

А знаете, сколько в России неиспользованных ресурсов? Об этом поведала кандидат географических наук Галина Гладкевич. В одной только Восточной Сибири все еще ждут разработчиков месторождения золота, меди, никеля, кобальта… А жемчужина России – Байкал? Его можно сравнить разве что с американским национальным парком Большим Каньоном, который ежегодно приносит Америке четыре миллиарда долларов. Байкал тоже мог бы стать настоящей меккой для туристов и приносить большие доходы нашей стране. Но для этого надо построить соответствующую инфраструктуру на берегу озера. Пока же, к сожалению, с Байкала до нас доходят другие известия, говорящие об опасности его загрязнения. А ведь, как сказал о Байкале один известный ученый, "уничтожить Байкал трудно, но восстановить его не удастся никогда".

Анатолий Витковский