20 марта 2006 г.

«Московский городской дом учителя»

День учителя истории и обществознания

Репортаж

Андрей Лукутин, учитель московской школы №666, дает урок на сцене Дома учителя. Тема – "Информационные технологии на уроке отечественной истории". С первой минуты урока все захвачены необычной постановкой вопроса, выведенного на экран монитора, и вдруг возникает анимация событий давно минувших дней… Конечно, никакая машина не может заменить живого общения учителя с учеником, но компь.тер в качестве устройства, моделирующего определенные предметные ситуации, незаменим. Об этом учителя говорили в кулуарах:

– Каждый историк проходит несколько шагов в становлении себя как пользователя ПК при приготовлении уроков. Сначала делаем презентации. Но останавливаться на них не хочется, втягиваешься и идешь дальше. (Людмила Забелина, Балашиха)

– Освоившись в виртуальном пространстве, начинаешь придумывать разные игры по типу телевизионных: "Своя игра", "Брейн-ринг"... Сотрудничаешь с ребятами. Они и вопросики подкидывают, и помогают найти выразительную форму для презентации задания на компьютере. Но то, что мы увидели сегодня на уроке Андрея Лукутина, заставляет задуматься: а не шагнуть в ту же, что и он, сторону? (Оксана Мезерова, Балашиха)

Действительно, есть чему поучиться у Андрея. Одна историческая загадка сменяет другую, ребята на сцене волнуются, каждый разгадывает загадку по-своему, а речь идет… о Куликовской битве. И всем понятно, что быть беспристрастным историком невозможно. Не потому, что нельзя, а потому, что вольно или невольно ты окрашиваешь события прошлого своими цветами; реконструируя, акцентируешь внимание на близком и дорогом тебе. Как будто ты сам выезжал с московской дружиной из Кремля или ставил свечу в церкви святой Варвары за победу русского оружия над басурманами. Информационные технологии не мешают, а помогают диалогу учителя с учеником. Ярче выражают индивидуальность обоих.

Ольга Кишенкова, кандидат исторических наук, член предметной комиссии Минобрнауки РФ, рассказывала о современных тенденциях в тестовых технологиях по истории и обществознанию: "Тестовые задания перестраиваются с репродуктивных на продуктивные, операционные. В перспективе все задания ЕГЭ будут операционными. Тесты проверят, насколько хорошо ученик умеет раскрывать смысл понятий, таких, как, например, "социальная мобильность", "политический плюрализм". Московский центр качества образования, центр диагностики и мониторинга готов помочь всем учителям города, области, страны: можно получить готовые тестовые задания, а можно – пособия по составлению собственных КИМов. Для конкретного класса, группы учеников.

Круглый стол "Современные музейные технологии в преподавании москвоведения" вела Людмила Гусарова, заместитель директора Музея истории Москвы. Палитра викторин, конкурсов, фестивалей, которые предлагают учителям и ребятам музеи истории города Москвы, разнообразна.

– Мы крайне заинтересованы в сотрудничестве с историками разных школ, – говорит старший научный сотрудник музея Ирина Рибошапка. – Это только кажется, что в математическом классе нет интереса к родному городу. У нас лучшие экскурсоводы – из математической 881-й школы". Дело учителя – поддержать увлечение ученика музеем и музейной работой, показать, насколько ценно для его образования "пропадание" в архивах, составление собственной авторской экскурсии, работа с группой, особенно если слушатели старше ведущего.

– Московские музеи со времен основания сотрудничали со школами, – говорит учитель Анатолий Краснин. – Ведь первая светская школа Москвы, "арифметическая", придуманная Петром Первым, располагалась… в здании музея "Старый английский двор". Может быть, поэтому там и теперь проходят экскурсии игровые и костюмированные, игры в "навигацкую школу", в "арифметическую". Множество приемов увлекательного включения ребят в то, что на обычном языке называется длинным словом "краеведение".