17 марта 2006 г.

«Московский городской дом учителя»

День учителей МХК, музыки и ИЗО

Репортаж

…Пушкинский Моцарт рассказывает о своем новом сочинении: “и вдруг, представь, виденье гробовое...”. Вдруг – по-итальянски subito. Моцартовское subito, драматические контрасты прозрачной гармонии и напряженного драматизма исполнители начали открывать для себя только сегодня”. Свой рассказ пианист “подтвердил” исполнением сонат фа-минор и си-бемоль минор. Зал слушал, затаив дыхание, и взрывался аплодисментами.

Многие участники Марафона принесли с собой фотоаппараты. Они сразу пригодились. Учителя ИЗО и мировой художественной культуры активно фотографировали выставку, которую развернула Ольга Коблова, учительница Центра образования №293. Она проводила мастер-класс “Коллективные формы работы на уроке ИЗО”, а яркие, жизнерадостные картины ее учеников сопровождали занятие.

В завершение Ольга Коблова обратилась к учителям с призывом: “Дайте детям учебные тетради по ИЗО во время продленного дня! На занятиях они нужны не часто. А на продленке дети все равно рисуют. Так дайте же им тетради, путь рисуют с интересом и пользой”.

Магистр искусствознания Елена Алесина провела семинар “Познавательные игры на уроках МХК”. Она посетовала на то, что мы зачастую работаем в парадигме “знаньевской” школы: впихиваем в ребенка знания, а ему неинтересно. Что нужно, чтобы его заинтересовать? Расширение художественно-эстетического опыта. Равновесие эмоционального и рационального. Собственная художественная работа ученика.

Помочь всему этому может творческая игра. Например, такая.

Класс разделяется на небольшие группы. Каждый коллектив получает несколько репродукций с картин Рембрандта (чем больше, тем лучше). Дети выясняют время, когда было написано каждое произведение, и выстраивают их в хронологическом порядке. А потом сами делают выводы о том, как и почему изменялась творческая манера великого художника. “Это хорошо, – говорила ведущая, – когда учитель умеет увлекательно расказывать. Но еще лучше, когда он умеет подвести учеников к самостоятельным выводам”.

А в Голубой гостиной профессор Татьяна Шпикалова проводила занятие “Актуальные проблемы методики преподавания изобразительного искусства: этнохудожественный подход”. Обращение на уроках и произведениям народного творчества не просто необходимо, утверждала ведущая, а поистине спасительно, потому что через народное, традиционное искусство дети приобщаются к своим корням, воспринимают истинно народные идеалы добра и красоты.

Анна Вачьянц, преподаватель МХК, кандидат педагогических наук, в этом время проводила лекцию-экскурсию по афинскому Акрополю. Новые компьютерные технологии позволили привлечь богатейший изобразительный материал, создавший для участников почти полное впечатление присутствия в Древней Греции.

Свидетелями такой же творческой иллюзии стали участники семинара “Великие стили искусства на уроках МКХ. Готика, Возрождение, барокко”. Ведущая Елена Медкова, научный сотрудник института художественного образования РАО, раскрыла участникам секреты храмовой символики и мировоззрения людей далеких эпох.

На занятии “Гуманистические ценности музыкального образования школьников” заслуженный учитель РФ Галина Сергеева поделилась с участниками интереснейшим опытом: ее ученики приобщались гуманистическим ценностям, входя в музыкальный мир любви. Школьники слушают и обсуждают музыкальные воплощения великой трагедии Шекспира «Ромео о Джульетта» – Чайковского, Прокофьева, Бернстайна, Нино Рота.

Как и следовало ожидать, бурные, страстные споры разгорелись на круглом столе «Может ли школа научить понимать искусство?». Ведущий, главный редактор газеты «Искусство» Марк Сартан сразу поставил два принципиальных и резко звучащих вопроса: «Правильно ли мы делаем, что пытаемся научить детей понимать искусство, которое не для них предназначалось?», «И что это вообще значит – понимать искусство?».

Дискуссия сразу началась в эмоциональном ключе.

– Да, дети не понимают, и разрыв между их маленьким опытом и огромным произведением вызывает сильное напряжение на уроке.

– Вот учитель и должен помочь детям это разрыв преодолеть.

– Пусть на своем уровне, но ребенок все способен понять правильно.

На второй вопрос после горячего обсуждения был дан ответ из трех пунктов: понимать искусство – это значит сопереживать ему, знать, видеть и слышать язык и выразительные средства искусства и, наконец, самосовершенствоваться с его помощью.