Издательский дом «Первое сентября», Департамент образования г. Москвы, Московский педагогический государственный университет

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов

14 марта 2006 г.

«Московский городской дом учителя»

День учителя русского языка

Репортаж

Малый зал

11.00: «Опять новое!»

Ирина ЦЫБУЛЬКО, научный сотрудник ФИПИ, Москва: «Новое о ЕГЭ в 2006г.».

Аудитория переполнена, люди стоят в проходах. Почти все отведенное время уходит на обсуждение итогов ЕГЭ прошлого года: сколько, где и как. Диаграммы. Статистика по регионам. За всем этим – огромная работа. «ЕГЭ по русскому непрерывно совершенствуется, новые задания оттачиваются и широко апробируются, ЕГЭ-2006 будет сдавать еще легче, чем ЕГЭ-2005»…

Отвечать на вопросы учителей почти некогда, а всех волнует проверка части «С»: какова мера свободы пишущего?

Ответ: «Ребенок может давать аргументы в трех возможных вариантах: с опорой на логику, на свой читательский опыт и на жизненный опыт. Он свободен в своем выборе». Но педагоги сообщают, что обучение экспертов для проверки части «С» на местах, в центрах повышения квалификации, ведется совсем на других основаниях. Спрашивают, что именно вкладывается в понятие «комментарий», как правильно считать баллы и требуют примеров анализа «маленьких» и «небольших текстов». Учителям хочется конкретики.

В конце концов, они получают номер телефона Федерального института педагогических измерений: 509-19-92. «Директор Андрей Ершов решит все вопросы». Разумеется, речь идет о вопросах организационного характера: как пригласить на места специалистов из ФИПИ и уж тогда расспросить их обо всем поподробнее.

14.00: «Они обожают говорить о том, что не нужно изучать»

Светлана ЕВГРАФОВА, кандидат филологических наук, Москва: «Анализ текста как элемент подготовки к сочинению».

Лица сидящих в зале удивительно милы. Звучат вдохновенные слова: «Любой русист читает произведение не так, как все: вот предложение с однородными членами, вот с трудной орфографией… Даем диктант по тексту Достоевского не только ради синтаксиса или самого Достоевского – ради стиля писателя». И дальше: открыть художественный текст с любой страницы и начать смотреть – сколько поводов для разговора с детьми!

Наслаждаться определениями Бунина и думать про его «синюю грязь». Обнаружить глагольность прозы Пушкина и понять его художественную задачу… Что это? Мастер-класс по получению удовольствия от текста? Занятие по филологической педагогике?

Было заметно: литературный гедонизм требует изрядной эрудиции и внутренней свободы. Было здорово.

Паркетный зал

11.00: «Поучиться хочется»

Ольга ЧУПАШЕВА, кандидат филологических наук, Мурманск: «Трудные случаи анализа простого предложения».

Все места заняты. Учителя с удовольствием занимаются синтаксическим разбором предложения под руководством специалиста. Они в роли учеников: отвечают на вопросы, сами спрашивают, если непонятно, записывают новые термины.

Зачем им слово «эллиптический»? Его нет в программе, это не пригодится в классе. «Для своего развития, – говорят, – хороший повод мозги размять, науку вспомнить».

12.30: «Всех зовем принять участие!»

Ольга ДРОЗДОВА, заместитель директора гимназии 1541, Москва: «Диалог языков в процессе обучения русскому языку».

Конференция для школьников «Языкознание для всех» проводится десятый год, и уже приобрела всероссийский размах. А начиналось все с инициативы учителя. С обыкновенного школьного мероприятия.

Каким был путь, каков статус конференции сегодня и, конечно, тема конференции 2006: «Лингвистика на стыке наук: язык школьных учебников, документов, правовых актов» – слушатели зажигались творческими идеями рассказчика, но больше вдохновлял живой пример реализации профессиональных способностей педагога.

Телефон гимназии 431-72-41.

14.00: «Место, где вы можете получить любую информацию о русском языке»

Екатерина РАХИЛИНА, доктор филологических наук, Институт русского языка им. Виноградова: «О национальном корпусе русского языка».

Занятие было полезно для тех, кто активно использует Интернет в своей работе.

Людмила Кожурина