14 марта 2006 г.

«Московский городской дом учителя»

День учителя русского языка

Репортаж

Малый зал

11.00: «Опять новое!»

Ирина ЦЫБУЛЬКО, научный сотрудник ФИПИ, Москва: «Новое о ЕГЭ в 2006г.».

Аудитория переполнена, люди стоят в проходах. Почти все отведенное время уходит на обсуждение итогов ЕГЭ прошлого года: сколько, где и как. Диаграммы. Статистика по регионам. За всем этим – огромная работа. «ЕГЭ по русскому непрерывно совершенствуется, новые задания оттачиваются и широко апробируются, ЕГЭ-2006 будет сдавать еще легче, чем ЕГЭ-2005»…

Отвечать на вопросы учителей почти некогда, а всех волнует проверка части «С»: какова мера свободы пишущего?

Ответ: «Ребенок может давать аргументы в трех возможных вариантах: с опорой на логику, на свой читательский опыт и на жизненный опыт. Он свободен в своем выборе». Но педагоги сообщают, что обучение экспертов для проверки части «С» на местах, в центрах повышения квалификации, ведется совсем на других основаниях. Спрашивают, что именно вкладывается в понятие «комментарий», как правильно считать баллы и требуют примеров анализа «маленьких» и «небольших текстов». Учителям хочется конкретики.

В конце концов, они получают номер телефона Федерального института педагогических измерений: 509-19-92. «Директор Андрей Ершов решит все вопросы». Разумеется, речь идет о вопросах организационного характера: как пригласить на места специалистов из ФИПИ и уж тогда расспросить их обо всем поподробнее.

14.00: «Они обожают говорить о том, что не нужно изучать»

Светлана ЕВГРАФОВА, кандидат филологических наук, Москва: «Анализ текста как элемент подготовки к сочинению».

Лица сидящих в зале удивительно милы. Звучат вдохновенные слова: «Любой русист читает произведение не так, как все: вот предложение с однородными членами, вот с трудной орфографией… Даем диктант по тексту Достоевского не только ради синтаксиса или самого Достоевского – ради стиля писателя». И дальше: открыть художественный текст с любой страницы и начать смотреть – сколько поводов для разговора с детьми!

Наслаждаться определениями Бунина и думать про его «синюю грязь». Обнаружить глагольность прозы Пушкина и понять его художественную задачу… Что это? Мастер-класс по получению удовольствия от текста? Занятие по филологической педагогике?

Было заметно: литературный гедонизм требует изрядной эрудиции и внутренней свободы. Было здорово.

Паркетный зал

11.00: «Поучиться хочется»

Ольга ЧУПАШЕВА, кандидат филологических наук, Мурманск: «Трудные случаи анализа простого предложения».

Все места заняты. Учителя с удовольствием занимаются синтаксическим разбором предложения под руководством специалиста. Они в роли учеников: отвечают на вопросы, сами спрашивают, если непонятно, записывают новые термины.

Зачем им слово «эллиптический»? Его нет в программе, это не пригодится в классе. «Для своего развития, – говорят, – хороший повод мозги размять, науку вспомнить».

12.30: «Всех зовем принять участие!»

Ольга ДРОЗДОВА, заместитель директора гимназии 1541, Москва: «Диалог языков в процессе обучения русскому языку».

Конференция для школьников «Языкознание для всех» проводится десятый год, и уже приобрела всероссийский размах. А начиналось все с инициативы учителя. С обыкновенного школьного мероприятия.

Каким был путь, каков статус конференции сегодня и, конечно, тема конференции 2006: «Лингвистика на стыке наук: язык школьных учебников, документов, правовых актов» – слушатели зажигались творческими идеями рассказчика, но больше вдохновлял живой пример реализации профессиональных способностей педагога.

Телефон гимназии 431-72-41.

14.00: «Место, где вы можете получить любую информацию о русском языке»

Екатерина РАХИЛИНА, доктор филологических наук, Институт русского языка им. Виноградова: «О национальном корпусе русского языка».

Занятие было полезно для тех, кто активно использует Интернет в своей работе.

Людмила Кожурина