13 марта 2006 г.

«Московский городской дом учителя»

День школьной администрации

Репортаж

Директора и управленцы – люди серьезные, поэтому день начался собранно, по-деловому.

Однако с самого начала неожиданную тональность задал директор Центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский на своей лекции «Безопасность школы».

Заборы, охрана, сигнализация, угроза терроризма – все это, по мысли Ефима Лазаревича, лишь малая часть безопасности школы. И далеко не самая важная. Рачевский насчитал пятнадцать видов безопасности школы, тесно взаимосвязанных друг с другом: это и финансовая безопасность, и правовая, и технологическая, и политическая, безопасность культурная, педагогическая, наркологическая, противопожарная и информационная, террористическая и этическая..

Кратко набрасывая опасности, Рачевский тут же давал рецепты их нейтрализации.

А тем временем в другом зале директора слушали лекцию «Что такое политика образовательного учреждения?». Ее читала Любовь Плахова, профессор кафедры Управления развития образовательных систем Московского института открытого образования.

Тема выступления собрала полный зал. На экране одна за другой мелькали объемные многоцветные диаграммы. Директора и учителя торопливо срисовывали их в блокноты, а кто-то, демонстрируя техническую оснащенность, фотографировал мобильным телефоном.

По мысли Л.Плаховой, всякая политика образовательного учреждения направлена, прежде всего, на ученика. И немыслима вне рамок системно-деятельностного подхода.

Однако первый день был посвящен не только безопасности и управлению школой. Прекрасную лекцию о том, как учитывать индивидуальные особенности школьников на занятиях физкультурой, прочла Наталья Нежкина, заведующая кафедрой здоровьесберегающих технологий Ивановского областного института переквалификации педагогов.

Тема лекции - «Психофизическая тренировка, как новая технология укрепления здоровья школьников» раскрывалась просто: в Иваново разработали тренинги для детей с учетом трех основных типов нервной деятельности. Комплекс для интровертов, экстравертов и центровертов. “Зарядка для ума, души и тела”, – так прозвали ее старшеклассники.

Пожалуй, единственной серьезной проблемой сама Нежкина сочла отношение к физкультуре и здоровью школьников родителей и учителей.

- Есть ли хоть одна школа, где факультативом является физкультура, а не математика или физика? - спросила Наталья Нежкина и очень обрадовалась, когда представители такой школы оказались в зале. – Вы не представляете, сколько нам пришлось провести открытых уроков и родительских собраний, прежде чем мы убедили родителей! Давайте с вами сотрудничать!

Необычной была и лекция Марины Битяновой, профессора Московского городского психолого-педагогического университета. Казалось бы, ее тема “Школа в режиме развития: психология деловых отношений директора и педагога” четко укладывается в программу дня – что может быть нужней школьной администрации?

Однако Битянова совсем по-другому расставила акценты: развитие школы зависит, прежде всего, от того, насколько в ней созданы условия для развития педагога. Каждый учитель может и должен строить личную стратегию, ведущую к созданию собственной педагогической позиции. Но сделать это не так просто: если один учитель свободно чувствует себя в рамках авторских программ, то другому необходим четкий план работы, однако в пределах этого плана он способен творить чудеса. И здесь очень важно, умеет ли директор найти баланс внутри педагогического коллектива.

День заканчивался выступлением генерального директора издательства «Просвещение» Александра Кондакова. Оно было посвящено формированию информационно-образовательной среды современной школы, и стало фактически презентацией учебников нового поколения, разработанных издательством.

Александр Кондаков продемонстрировал учебник географии для шестого класса, к которому прилагается CD-диск с электронной версией. Там, помимо текста и таблиц, содержится большое количество анимационных роликов и интерактивных моделей. Захотел учитель проиллюстрировать круговорот воды в природе, щелкнул мышкой, и тут же проектор показал ролик. Захотел показать распределение воды и суши, – пожалуйста, карта Земли из космоса!

– Кроме того, учитель всегда может найти дополнительную информацию на нашем сайте, – отметил Кондаков. – А в следующем году мы запускаем учебники для 7-х классов.

– А где-нибудь, кроме Москвы, эти учебники смогут найти применение? – поинтересовались с задних рядов.

– Думаю да, – ответил генеральный директор. – Стоимость цифрового проектора сейчас около 500 долларов. Если убедить родителей и администрацию, то эту сумму можно найти.

– Ну, это только разве что в Центральном регионе, – вздохнули в задних рядах. – У нас то вряд ли...

– Мы постараемся включить оснащение школ проекторами в национальный проект, – пообещал Кондаков.

– Скажите, где их можно купить, эти учебники?

– А для биологии у вас такие есть?

Время выступления закончилось, а Александр Кондаков продолжал отвечать на вопросы.

…В зале медленно гас свет, техники настраивали аппаратуру для просмотра фильма.

Первый день Пятого педагогического Марафона закончился.

Алексей Олейников